Информация


  • Второе пришествие Леонардо

    Имя Леонардо да Винчи на слуху постоянно. То где-то откроется выставка его «машинерии» – аппаратов, придуманных при жизни и не реализованных по причине «недоразвитости» тогдашнего общества. Теперь возможно, но нужно ли – вот в чем вопрос? То книжку очередную о загадках его творчества кто-то напишет и столько туману напустит, что за этой искусственной завесой уже самого Леонардо не видать. То кто-то прочитает очередную страничку его дневников, на 50 % до сих пор нерасшифрованных. Для того чтобы разгадать изящные извивы его авторского мыслительного лабиринта, понадобится еще не один десяток «первооткрывателей», заметивших упущенное предыдущими.

    Второе пришествие Леонардо

    Манускрипт с именем-переменной

    Впервые труды Леонардо стали доступны для широкой публики только в начале ХХ века. За свою жизнь он создал их более 500 – часть наследия считается утерянной безвозвратно. Однако искусствоведы и ученые уверены, что в мире существуют, по крайней мере, еще 150 трудов да Винчи, предположительно находящиеся в полной сохранности. Где? Некоторые из его изобретений до сих пор не расшифрованы или их значение не понято.

    Рукописи еще и вполне коммерческий товар на рынке антиквариата! Калифорнийский Центр по изучению творчества Леонардо да Винчи, созданный главой нефтяной компании и коллекционером произведений искусства Армандом Хаммером в 1980 году, приобрел на лондонском аукционе за 4 миллиона долларов манускрипт Леонардо, который содержал 72 страницы, состоял из записей, посвященных гидравлике и астрономии, и был известен под названием «кодекса Лейчестера», так как находился в собрании графов Лейчестеров. После продажи манускрипт окрестили заново «кодексом Хаммера», а в 1994 году он стал называться «кодексом Гейтса», после аукциона в Нью-Йорке, где Билл Гейтс, заплатил за него уже 30,8 миллионов долларов.

    Что это – магия имени, или действительно наступило время «Леонардо да Винчи: второе пришествие», как назвал свою книгу о Леонардо Этьен Кассе? Очень часто лишь после смерти мастера, когда наступает время отдания почестей, создания культа, «серьезного» изучения его наследия, наступает время его «подлинной жизни». Для да Винчи таковым стал ХХ век. И уже не только искусствоведы, но и писатели, журналисты, военные эксперты, физики и математики внимательно изучают труды Леонардо

    Тайное обучение

    Леонардо да Винчи практически не получил никакого образования, кроме художественного, более того, он никогда не учился даже в начальной школе. По крайней мере, он всегда признавался, что не посещал никаких школ или отдельных учителей. Отсутствие минимального классического образования у человека, который опередил науку своего времени почти на полтысячи лет? Такое возможно только в одном случае – сын нотариуса получил знания из совершенно другого источника. Недаром некоторые исследователи его жизни склоняются к мысли – к его образованию «приложили руку» масоны. А вдруг?

    Похоже, он имел основательную математическую подготовку и до самой смерти продолжал заниматься математикой. Хорошо изучил древние языки, историю (его сочинения свидетельствуют о глубоком знании классического мира). Музыкальное образование? Леонардо играл на скрипке, арфе и одно время вполне успешно был одним из самых модных учителей музыки во Флоренции и Милане. Кстати, великолепно импровизировал на заданную тему, участвовал в соревнованиях музыкантов-импровизаторов. Но потрудиться записать свою музыку он и не думал – так, безделица, забава.

    Почти десятилетие, с двадцати до двадцати восьми лет, жизнь Леонардо не отмечена никакими особенными свершениями или серьезными работами. Не написано ни одной картины. Создается впечатление, что именно в это время происходит процесс накопления знаний, которые впоследствии легли в основу всех его гениальных идей. Он бродил по Флоренции и ее окрестностям с альбомом для зарисовок и бумагами для записи своих наблюдений.

    Именно в эти годы Леонардо и заложил основу для одного из своих трактатов, который принес ему спустя века славу родоначальника ботаники. Да Винчи делает записи, которые впоследствии будут использованы в работах по геологии, гидравлике и картографии. Его открытие – опыт и наблюдение есть основа науки. И там же в альбоме появляются рисунки и комментарии под ними, его интерес вызывали необычные по своей природе лица или забавная мимика случайных горожан. Похоже, что подобные зарисовки – приятное хобби.

    Женские лики мастера

    Сколько написал картин? Исключая сомнительные, сохранилось всего двенадцать. В результате, что мы имеем! «Джоконда» (доизучались) по-своему стремится к «нулевой степени» осмысленности (приблизилась к «Черному квадрату» Малевича), при упоминании смотреть уже не обязательно, но главное знать – это знак, до такой степени ее облик стал цитатой не из творчества Леонардо, образ-архетип. Вот он парадокс номер один. Да за что же?!

    Второе пришествие Леонардо

    Женские лица Леонардо объяснению не поддаются: знаменитая «Дама с горностаем» (1485-1490, Краков, музей Чарторыйских) или «Прекрасная жестянщица» (1490-1495, Париж, Лувр), «Порт­рет Джиневры де Бенчи» (1480, Национальная галерея искусства, Вашингтон) плюс все «Мадонны» – в них подчеркнут лишь неуловимый и необъяснимый характер женской природы.

    Ренессанс – период, благоприятствующий предприимчивости и активности женщины: она диктует законы моды в придворной жизни, прекрасно приспосабливается к господствующей пышности, но не забывает развивать свой ум, великолепно разбирается в искусстве, умеет рассуждать, философствовать, спорить. Образы женщин он наделяет интеллектуальной силой, но и небывалой интимностью и глубиной переживания – это его вклад в новаторство Ренессанса!

    Карьера

    Любопытный факт его биографии. Леонардо в тридцать лет не помышляет о карьере живописца и пишет миланскому герцогу Сфорца письмо, в котором просит принять на должность... военного экс­перта. Вот неполный список военных изобретений Леонардо да Винчи. Он первым в мире понял важность прицельной стрельбы и предложил орудие с «системой наведения», что увеличило точность попадания по цели в 10 раз. Леонардо первый создал разрывные снаряды.

    Эту идею в XVIII веке запатентует Генри Шрапнель. А еще: механизм для потопления вражеских судов, прообраз современных торпед; пушка, прообраз современного автоматического оружия, в частности ракетной установки «Град», состоящей на вооружении в современной армии; а также шарикоподшипники; ласты; поворотный подъемный кран; экскаватор; вертолетный винт; велосипед; подводная лодка; парашют; и еще прототип современного танка – это далеко не полный перечень. И ни одно из них не было создано и, тем более, опробовано на практике. Возможно, Леонардо понимал: производить промышленным способом оружие, опережающее потенциального противника на века, в условиях практически недоразвитой науки Средневековья – опасно.

    Философ, мудрец, художник, человек, обладавший знаниями и высокой свободой мысли, он ненавидел, когда его подгоняли в работе. Подтверждение тому – история с «Тайной вечерей». Создавая шедевр, мастер не торопился. Между тем, «у него под ногами все время болтался приор монастыря братьев святого Доминика, который с назойливостью навозной мухи периодически бегал ябедничать герцогу Сфорца, жалуясь, что работа идет медленно». Герцог вынужден был посетить Леонардо. К тому моменту у да Винчи из общей картины были не закончены два лица. Он никак не мог определиться, каким будет лицо Иуды, а также большие сомнения вызывало у него изображение самого Иисуса.

    Мастер сильно разозлился и на упреки, что работа продвигается слишком медленно, ответил: он-де долго не мог найти подходящей модели, лицо которой в полной мере выражало бы подлость, коварство и предательство, которое необходимо запечатлеть на лице Иуды, но теперь, дело пойдет быстрее, потому что он определился с моделью. Поэтому «нижайше просит у его светлости герцога помощи, чтобы заставить позировать уважаемого приора». Вот такая история! Лицо же Христа и вовсе не закончено, очевидно, достойной модели Леонардо в монастыре не нашел.

    Недостижимое совершенство

    Еще при жизни Леонардо поклонялись – «слава» летела впереди него, рядом, оставалась за ним. При этом репутация его была испорчена – он остался без заказов: брался за работу, но не мог вдохновляться по заказу, а писать что-то посредственное не хотел. Замышлял грандиозный сюжет и при этом хотел достичь небывалого технического совершенства и прочности красок. Однако эксперименты с красителями не оправдывались, работы темнели, тускнели и осыпались на глазах у автора. Тоже произошло и с «Тайной вечерей». С течением времени фреска многократно реставрировалась.

    А тут еще со своими идеями в искусстве появился конкурент по «славе» – молодой, нахальный Микеланджело. Он имел то неоспоримое преимущество, что быстро выбирал сюжеты, приноравливал их к своей «скульптурной» манере и работал необычайно скоро. Мощная рука молодого флорентийца точно «высекала» из мрамора картины в пространстве. Леонардо же был, прежде всего, живописец. И, наоборот, соединял с рельефностью грацию и тончайшие переливы света и тени.

    Соперники схлестнулись один раз в зале Совета Флорентийской республики (1504 г.), представив картоны для фресок на темы военной славы республики. Фрески так и не были закончены, но победу признали за Микеланджело. Сегодня судить о победителе невозможно – картоны-эскизы пропали.

    Гений Леонардо Микеланджело продолжал быть глубоко антипатичен. Он буквально преследовал старого мастера уже в Риме, организовав «партию», интриговавшую против Леонардо. Жизнь в Италии для да Винчи становилась невыносимой. Он устал от клеветы врагов. Выход был один – воспользоваться приглашением Франциска I, завоевавшего Милан, и отправиться во Францию. Король подарил Леонардо замок Клу под Амбуазом в долине Луары и «не требовал ничего взамен, кроме права на беседы с маэстро, которыми он наслаждался ежедневно».

    2 мая 1519 года в возрасте 67 лет Леонардо да Винчи скончался и был похоронен в местной церквушке, однако впоследствии кладбище подверглось разрушениям и могила мастера была утеряна. Время от времени ее «находят» и потом так же решительно опровергают этот факт. Однако, все же ясно, почему образ Леонардо так важен стал именно в ХХ веке. Он хотел познать все на свете, всем овладеть и подчинить собственной воле, но в этом и есть «трагизм» феноменальных личностей – они тем и интересны эпохе экзистенциализма.

    Надежда Номеркова

    Источник

    Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 9036 | Дата: 3 мая 2010  Версия для печати
     

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!